Готовим первоклассника к вступительному собеседованиюГотовим первоклассника к вступительному собеседованию Современное образование предусматривает наличие собеседования перед приемом ребенка в первый класс. Специалисты проводят устные беседы, на основании которых могут узнать о том, как ребенок подготовлен к школе. Среди заданий для малыша могут быть предложены задачи, вопросы, устный счет, проверка на умение анализировать, рассказывать по увиденной картинке и прочее. Сегодня есть много методик, которые способны проверить, готов ли ребенок к школе. Но одно стоит помнить, что натаскивать свое чадо по ним не нужно, ведь подготовка к школе – это процесс кропотливый и длительный. Добиться хорошего результата в собеседовании можно только при постоянных занятиях с ребенком. Опытный психолог может в один миг выяснить, действительно ли ребенок знает, или же его ответы не что иное, как зазубренные мамины предложения. Подготовить ребенка к школе нельзя за один раз, его нужно учить систематически. Процесс подготовки ребенка должен быть основан не на каких-либо определенных заданиях, а скорее отталкиваясь от специфики класса, в который малыш будет поступать. Ведь сегодня есть огромное число школ с углубленным изучением языков или математики, именно от этих факторов и нужно отталкиваться. Если судить по общим требованиям к ребенку, тогда можно привести некоторые примерные задания, которые вашему малышу придется пройти перед выходом в первый класс. Первое – это задания, которые проверят внимание малыша. Такими можно считать упражнения, в принцип которых входит всеми любимая игра «Найди отличия». Ребенок смотрит на 2 предложенные картинки и находит в них различия. Только при внимательном рассмотрении их малыш найдет все то, что отличает одну картинку от другой. Число отличий, которые должен найти ребенок будет зависеть от того, насколько сложен тест. В основном, это 10 отличий. Если ребенок смог найти 9-10 отличий, тогда этот результат отличный, при 6-8 совпадениях – хороший, 5 и меньше – удовлетворительно. Это говорит о том, что над внимательностью стоит поработать. Также ребенку может быть предложено задание на выяснение развития его речемыслительной деятельности. В таком случае он должен найти различия между словами, назвать, какое слово длиннее или короче, произнести слова с одинаковым количеством букв и пр. Для примера можно научить малыша видеть разницу в таких словах, как кит и кот (отличаются одной буквой), кот и котик (второе слово длиннее), кошка и книга (одинаковое количество букв). Еще одним заданием на внимательность может быть игра «Отвернись и назови», во время которой малыш смотрит на игрушки, разложенные на столе, а после отворачивается и называет их. Здесь видна не только внимательность, но и память будущего первоклассника. Кроме этого комиссия в школе может попросить ребенка объяснить элементарные понятия. Учите кроху давать развернутые ответы. К примеру, на собеседовании могут предложить объяснить различие между зимой и летом, карандашом и ручкой и пр. Второе – это упражнения, в ходе проведения которых можно выявить уровень развития мышления ребенка. Комиссия может предложить малышу упражнения, решив которые он выявит, к примеру, лишние или же недостающие предметы. Так, ребенку показывают карточки, на которых изображены картинки, среди них он выявляет те предметы, которые не соответствуют цепочке. Приведем пример: на картинке береза, дуб, ель, роза. Ребенок должен назвать лишний рисунок. В данном случае это роза. После того, как ребенок находит лишние предметы, он должен привести аргументы, почему он выбрал ту или иную картинку. Такое же задание может быть усложнено, когда ребенок должен назвать лишний предмет, не видя картинок, то есть устно. Также задание для будущего первоклассника может быть основано и на сборе картинки. То есть упражнение будет схожим с пазлами. Во время выполнения данного упражнения, комиссия будет учитывать скорость выполнения и правильность. Стоит знать, что ребенку может быть предложена и готовая картинка в качестве образца, тогда выполнить задание будет в разы проще. Третье – упражнения, которые проверяют речь и воображение. Наиболее часто используется задание, в котором ребенок на основании картинок должен составить рассказ. Для этого задания перед малышом выкладываются картинки в произвольном порядке, он должен для начала положить их как следует, а после составить по ним небольшой рассказ. Не стоит бояться такого задания, ведь ребенку предлагаются только знакомые действия, которые он видит и проделывает ежедневно. Для психологов, которые работают на собеседовании, важно понять, насколько хорошо ребенок знает значения слов, умеет строить предложения, высказываться. Ребенку могут предложить объяснить некоторые слова, например, рассказать, что такое библиотека или аквариум и т.д. Чтобы проконтролировать речь малыша может быть предложено задание, которое основано на вопросах. То есть учитель может произнести сложное предложение, а после попросить ребенка рассказать, что говориться в этом предложении и задать пару вопросов по его содержанию. Приведем вам пример: «Когда Наташа выполнила домашнее задание, она смогла пойти погулять с подружками». Учитель может поставить такие вопросы: «Какое действие выполнила девочка раньше: пошла гулять или сделала домашнее задание?». Ребенок должен понимать, что было сказано в предложении, и дать правильный ответ. Четвертое – математические знания. Обязательным будет счет до 10 или же 20. Причем считать придется и в обратном порядке тоже. Также, скорее всего, ребенку предложат разложить числа, например, число 8 состоит из 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4. Все эти манипуляции ребенок может проводить как на счетных палочках, так и устно. Немаловажным является и то, что ребенок должен отличать длинные отрезки, например, бумаги от коротких, смог посчитать, какое количество коротких отрезков, а сколько длинных и т.д. Ребенок должен уметь назвать предметы, которые находятся дальше и ближе, сзади, спереди, слева и справа. В данном случае проверяется верно ли малыш определяет нахождение предметов в пространстве. Психологи на собеседовании могут предложить упражнения на логическое мышление. Приведем пример: Если гусь, стоящий на одной ноге имеет вес 4 кг, то каким будет его вес, если он станет на обе ноги. (Ответ: 4 кг.) Мы не в силах предугадать, какими будут вопросы на собеседовании, поэтому не рекомендуем заучивать ответы. Ведь так вы сами можете запутать ребенка, который будет помнить только конкретный ответ, а элементарное, что не заставила выучить мама, он просто не будет знать. |
|